Цитата #457174

Как легко отшить навязчивого парня:
- Какие планы на вечер?
- Пойду в библиотеку на лекцию о Первой Мировой Войне.
И все, молчание!

Не благодарите.

P.S. А я и правда была на лекции, очень познавательно!

Аналог Notcoin - Blum - Играй и зарабатывай Монеты

молчание войне благодарите правда познавательно лекции мировой

Источник: bash.org.ru от 2019-8-9

молчание войне → Результатов: 2


1.

Встретили как следует новый 2014 год в пгт. Островское, Костромской области. Когда все уже наелись и насмотрелись телевизор, вышли погулять. На окраине поселка на улице пусто, но отовсюду доносятся какие-то звуки веселья. Прикольно. По дороге в центр увидели уже догорающее пепелище. Просто среди других домов за забором тлеет то, что осталось от сруба. Людей вокруг нет, пожарных тоже нет. Все спокойно, слышен телевизор, хлопки петард. Второй догорающий дом был чуть дальше и вокруг тоже никого. Меня, москвича, это конечно удивило. Но дальше было самое интересное. В пятидесяти метрах через дорогу от пожарной части весело и ярко полыхает дом. За забором стоят соседи, пара человек, и с интересом наблюдают за происходящим. Больше людей нет. В пожарной части горит свет, но не видно никакого движения. Никто не суетится, никуда не бегает с ведрами, хотя до колонки рукой подать. Это можно назвать костромской невозмутимостью, там вообще возмущаться не любят. Горит соседний дом - ну значит так оно и надо. Похоже, именно так думали пожарники в части через дорогу - не стоит нарушать естественное течение жизни. А годом ранее случилась тоже интересная история. Специально поехали из Москвы подавать документы на загранпаспорт по месту прописки - в Кострому. Начитавшись ужасов про эту процедуру и вооружившись знаниями, пришли в местное УФМС. А там нас ждал креатив начальника, о котором нигде не написано и нигде не сказано: подать документы можно только по предварительной записи, ближайшее число через месяца полтора примерно. Моя на тот момент жена сразу вышла на улицу, даже не став спорить - у них там было везде так. Спасло то, что письменный отказ в принятии заявления они давать не хотели и документы на загранпаспорт мы таки подали. О эти её круглые глаза и молчание всю дорогу до дома. О это лицо, на котором отразилось дикое непонимание работающих на практике законо. У них там просто так не бывает, никто не собирается качать права, все счастливы. Где-то тут, полагаю, должна быть мораль. Не знаю как сейчас, скорее всего так же, на улицах там можно было наблюдать расслабленных жителей. Тех, с кем я общался, не сильно волновала политическая ситуация. Зарплаты маленькие - ну и что? И никто никуда не торопится, особенно не дёргается и жизнь шла своим чередом. После нашей бешеной Москвы это просто какой-то сюр. О войне рассуждали с каким-то благодушием, с теплом вспоминали советское время и больше всего волновали цены на макароны в магазине, да на сварочный инвертор российского производства. Россия - страна контрастов и я тогда долго удивлялся, как вообще такое возможно. Так чем же мы с вами отличаемся в нашей Москве, от, в принципе, близкого по расстоянию замкадья, но такого далёкого по менталитету и отношению к жизни?

2.

Бабушки-старушки.
Бабушка моя в деревне жила. Одна, без деда, он погиб в Отечественную. Рядом был дом ее сестры. Муж у сестры не погиб, но получил контузию и ослеп. До сих пор помню дедушку Проню, который даже будучи слепым, сидел на крыльце и распрямлял старые ржавые гвозди молоточком. А я рядом сидел и подавал ему эти гвозди, вырванные из старых досок.
Жизнь в 60-е – 70-е была непростой. Бабушка получала пенсию 20 рублей в месяц (а сначала даже 8 руб.). За потерю кормильца, погибшего на войне, платили чуть больше, но бабушка после войны еще раз замуж вышла, нового мужа похоронила, а вот льготы потеряла.
Потом и сестра мужа похоронила и тоже осталась на нищенской пенсии.
А я лет с 3-4 проводил почти все лето у бабушки. Когда повзрослел и пошел в школу, то месяц проводил в пионерлагере, а остальные два – снова у бабушки. Освоился в деревне, всех знал, местные пацаны своим считали.
И вот живут две сестры по соседству. Понятно, что родители (дети бабушек) помогали, частенько приезжали и привозили продукты, оставляли деньги. Но все равно было сложно. И при таком нищенском положении деньги в деревне были не главным – их ни у кого не было. Все было на натуральном обмене. Надо вам зерна для курочек, огород вспахать или еще что-то сделать – любой тракторист-шофер сделает. Но нужен эквивалент. И он был. Это САМОГОН.
Борьба с самогоноварением в СССР велась очень жесткая. Все, наверное, помнят фильм Гайдая «Самогонщики». Но там все было гипертрофировано. А для моих бабушек это был способ выживания. Все знали, что участковый милиционер бдит за самогонщиками. Но он же тоже человек и ему нужно спать и отдыхать. И «бдеть» он начинал после 8-00. Если не рейд, конечно. Выходит он на улицу, видит где-то в саду-огороде дымок и идет туда. И задерживает «злостных самогонщиков».
Все это уже знали и занимались самогоноварением ранним утром, ну очень ранним, почти ночью, часов с 3 утра. Чтобы к 8 и даже раньше все закончить.
Аппарат был простеньким. Фляга с брагой на костерок, в крышке дырка, через дырку трубочка, идущая в корыто с водой (охлаждающая жидкость), а дальше баночка для сбора целебного напитка. Все неплотности заделывались тестом.
Делали они это очень редко, самогон никогда не продавали. Хозяйства большого у них не было. Только курочки. Ни коров, ни свиней не держали. Без мужика в деревне это почти нереально. Нужно зерно для курочек – выгонят понемногу. И оставят для приезжающих родственников.
Гнали по очереди. У моей бабушки был сад, вокруг которого была живая изгородь из акации, у сестры не было сада, поэтому процесс всегда шел у нас.
Однажды сестра бабушки, Мария (по-местному, Манька) взялась выгнать себе самогончику. С утра поставила флягу на огонь – и вперед. Не знаю даже почему я проснулся рано, но услышал истошные вопли бабы Мани – «Нотка (бабушку мою звали Наталья, по-местному, Нотка), у меня брага в сад стреляет, помоги!!!». Я побежал, бабушка поковыляла в сад.
Посмотрела, что произошло, взяла тряпку, намочила ее в охлаждающем корыте, набросила на флягу, а потом разворошила костерок под флягой. Слова ее были очень правильными: «Ты, Манька, сколько лет прожила, а ума не нажила, дура».
И брага сразу перестала «стрелять», все успокоилось и начался привычный процесс.
Баба Маня потом за эту «дуру» долго пилила мою бабушку. Но когда она рассказывала этот случай соседям и знакомым, все улыбались, но дурой считали ее.
Самогон тогда гнали практически все. Исключением были только алкаши-потребители самогона. Которые готовы были спиздить все что угодно ради бутылки «огненной воды». И дров наколоть, и картошку помочь выкопать, и сортир вычистить.
Что самое интересное, стукачества не было в принципе. Никто ни разу ни на кого не настучал. Может потому, что все завязаны были.
А вот немного раньше, в 30-е, сосед моей бабушки дед Гаврила, присел на 5 лет за частушку про Сталина. Тогда сразу нашлись «доброжелатели», донесли. Попал на Беломорско-Балтийский канал. Выжил только потому, что был ветеринаром (почти доктор). Делал уколы, перевязки и проч., при санчасти числился.
В моем детстве он работал в колхозе водовозом. Я часто ездил с ним на лошади на поля, где он поил людей, занимающихся сельхозработами (прополка, уборка и проч.).
Даже в 70-80-е, когда я пытался разговаривать с этим дедом, спрашивать его о тех временах, всегда натыкался на глухое молчание. Либо на рассказ о том, как сложно там было. Желание «попиздеть» было отбито навсегда.
И в возрасте под 80 лет я помню, как дед Гаврила, живший в семье с детьми и внуками, выходил на свой огород и пытался полоть сорняки. Работал он до самой смерти.
Такие вот старики у нас были. Выживали как могли. И боролись до последнего. Есть ли сейчас такие люди?